Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Мини-чат |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 5 Гостей: 5 Пользователей: 0 |
|
Поиск |
|
|
Календарь |
|
|
Архив записей |
|
|
|
Главная » 2010 » Май » 30 » НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ И
14:58 НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ И |
Итак, первым этапом условного рефлекторного акта является не • только условный раздражитель, но и синтез из различных возбужде¬ний вполне определенного решения к действию. •[НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИИ Образование условных рефлексов — сложный и многогранный про¬цесс, требующий ряда условий. Непременным условием любого пове¬денческого условно-рефлекторного акта является наличие определен¬ной мотивации. уИотлвация — активные состояния мозговых структур, побуждаю¬щие совершать действия (акты поведения), направленные на удовлет¬ворение своих потребностей. Мотивации создают необходимые пред¬посылки поведенияД Мотивации могут создаваться как биологически¬ми потребностями (например: пищевая мотивация), так и высшими познавательными потребностями. Например, накормленная собака не будет реагировать на раздражение свгтом (условный раздражи¬тель). Это значит, что условный рефлекс может возникнуть только на фоне соответствующего желания. В частности, |д_ля реализации пи¬щевого условного рефлекса необходимо появление ощущения голода или, по ктайней мере, аппетиту Такие желания есть субъективные отражения субъективной потребности, и именно в них находится при¬чина — мотивировка дальнейшего поведения, направленного на удов¬летворение потребности (в данном случае пищевой). Поэтому их на¬зывают мотивациями. 1_И высшие животные, и человек получают от органов чувств необ¬ходимые сведения о всей совокупности внешних факторов, определя¬ющих параметры реальной обстановки. Затем включается механизм, извлекающий из памяти сведения о случаях удовлетворения данной мотивации в сходных условиях в прошлом. В частности, именно па¬мять показывает, что прежде удовлетворение мотивации (например, еда) происходило всегда после определенного какого-либо дополни¬тельного раздражителя — условного раздражителя (запах пищи, чув¬ство голода и т. д.)^ 50 [Любая информация, прежде чем организуется поведение, сопостав¬ляется с доминирующей в данный момент мотивацией. У сытого жи¬вотного нельзя выработать условный пищевой рефлекс потому, что у него нет пищевой мотивации. Мотивация всегда возникает в услови¬ях какой-либо конкретной обстановки^ Бывает и так, что конкретных сведений из окружающей обстанов¬ки становится недостаточно. Тогда с помощью ориентировочно-иссле¬дова>тельской реакции животное (или человек) активно ищет дополни¬тельную информацию. )[Данные мотивационного возбуждения, обстановки, памяти и, на¬конец? сигналы условного раздражителя — все это тщательнейшим образом обрабатывается в высших отделах головного мозга;. Из раз¬нородных возбуждений на этой стадии поведенческого акта формиру¬ется решение к действию, решение о том, что и как следует делать для удовлетворения данной мотивации. Итак, первым этапом условного рефлекторного акта является не • только условный раздражитель, но и синтез из различных возбужде¬ний вполне определенного решения к действию. • [Действие производится для достижения определенного результа¬та. ^Значит, очень важно знать, привело ли действие к определенным результатам. В процессе получения сведений о результатах действия возможно два крайних варианта: либо результаты полностью соот¬ветствуют намеченным, либо отличаются от них до неузнаваемости^ В первом случае действие оценивается как выполненное, нехорошо поработавший организм сам себя награждает положительной эмо¬цией, а проделанная реакция фиксируется в памяти как позитивный (положительный) опыт (так надо). Во втором случае действие вы¬полненного неудовлетворительно, в результате чего возникает отри¬цательная эмоция, а ход реакции становится частью негативного (отрицательного) опыта (так не надо)(. Таким образом, не необъективный условный раздражитель, а субъ¬ективная мотивация окончательно решает быть или не быть реф¬лексу. Виднейший русский физиолог П. К. Анохин доказал, что^давным условием формирования целенаправленного поведения является воз¬можность достижения биологически важного результата действия.! J_ мотивациями неразрывно связаны эмоции. Эмоции — субъек¬тивные переживания состояний и поступков человека. Эмоции могут быть положительными и отрицательными^ ^Достижение цели, удовлетворение потребности вызывает положи¬тельные эмоции. Недостижение цели приводит к отрицательным эмо¬циям. Эмоции изменяют состояние всего органищаД |_Положительные эмоции, выражением которых является улыбка, смех, сопровождаются радостью, хорошим настроением, увеличивают интенсивность энергетических процессовд Соответственно возрастают потенциальные возможности организма.'Шолее тонко работает интел¬лектуальная сфера, особенно четко воспринимаются воздействия внеш¬ней среды, облегчается память. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в информации. Этот источник поло¬жительных эмоций неисчерпаем в течение всей жизни человек^ ^Отрицательные эмоции сопровождаются грустью, печалью, неудо-воЖствием, плохим настроением. Отрицательные эмоции плохо влия¬ют на здоровье, угнетают человека, он становится вялым, апатичным, рассеянным. Резкое выражение отрицательных эмоций — плачл 51 /Эмоции бывают кратковременными, длительными, умеренными^ (создающими тот или иной фон настроения), или напротив, бурно* протекающими (так наз. эффекты). ] Одни РМОЦИИ придают бодрость, силу, другие — ослабляют, при¬водит к истощению^ Эмоции человека сложны и многогранны, поскольку в них нахо¬дят свое выражение не только самоощущениягв_физиологич>эском смысле (например: удовольствие, доставленное насыщением или при¬ятное чувство физического благополучия, которое сопутствует здо¬ровью )\jio и общественные связи человека, его миропонимание, ми¬ровоззрение, его отношение к поступкам и высказываниям других людей;^_взгляды людей на события общественной жизни, на весь со¬циальный уклад, которые всегда носят выраженную социальную ок- ам процесс труда и его результаты вызывают либо радость, удо¬вольствие, либо досаду. ^Срдешкание своих переживаний человек выражает не только-речью. Эмоции внешне проявляются мимикой, движениями, которые-служат сигналами для окружающих. Наряду с этим, эмоции сопро¬вождаются изменениями многих систем организма, которые не под¬властны воле. Всем известно, как учащается пульс, частота и глу¬бина дыхания, окраска лица в моменты подъема духа, счастья или стыда, страха, возмущения и т± д.] у_Р_асстройство эмоций является важным признаком психических заболеваний. У некоторых больных отмечается обеднение эмоцио¬нальной жизни вплоть до душевного оцепенения, у других — вос¬приятие внешних событий и явлений лишается эмоциональной окрас¬ки, все вокруг становится тусклым, безразличным. При этом больной может сознавать свое состояние, что может вызвать у него тяжелые-отрицательные эмоцииЛ^ /У_ некоторых больных эмоциональные проявления могут быть грубыми, бессмысленными, сопровождающиеся действиями, опасны¬ми для окружающих. Тревога, страх, отчаяние могут достичь такой степени, что только бдительный надзор спасает больного от самоубий¬ств^ здоровье человека не только обуславливает его настроение, но и само в большей мере зависит от настроения. Отрицательные пере¬живания пусть даже и не трагические, а будничные, если они час¬ты, изо дня в день наслаиваются друг на друга, очень вредны и даже-губительны для здоровья, так как ведут к расстройству функций нервной и сердечно-сосудистой системы, Общество, построенное на принципах соблюдения социальной спра¬ведливости, гарантирующее человеку уверенность в завтрашнем дне, материальное и духовное благополучие, т. е. все то, что порож¬дает положительные эмоции, является основой духовного и физиче¬ского здооовья человека. Однако, возможности счастливой жизни должны быть реализованы самими людьми. Для того, чтобы тРУД до¬ставил радость, вызвал подъем духа и был высокопроизводительным, он должен быть разумно, научно организован (для студента — на¬учно-организованный труд учебы, основанный на знании физиологии и гигиены). И в быту люди должны оберегать друг друга от всего, что ппи-водит к эмоциональным срывам, чувству обиды и раздражения. Для этого необходимы взаимная вежливость, забота друг о друге, 'т. е.. 52 •соблюдения кодекса о моральном облике человека. (Значение рели- гии в воспитании человека). В формировании мотиваций и эмоций важная роль принадлежит лимбической системе мозга. Установлено, эмоциональная жизнь зависит от некоторых под¬корковых образований головного мозга, расположенных в промежу¬точном мозге (таламус, гипоталамус, зрительный бугор и др.). При раздражении электрическим током гипоталамуса и миндалевидного тела у животных отмечается реакция ярости, агрессивного товеде-ния (фыркание, рычание, расширение зрачков, изменение сердечно¬го ритма). Деятельность лимбических структур регулируется лобными от¬делами больших пллушарий, с функцией которых связаны формиро¬вания высших познавательных потребностей и регуляция эмоцио¬нального состояния на основе проанализированной в коре больших полушарий информации, оценки ее значимости. Путем воздействия лекарственными препаратами на эти образо¬вания можно изменить эмоции е желательным направлением. \/Особенности мотиваций и эмоций у детей. [оль эмоций особен¬но велика в детском возрасте, когда доминируют процессы корковой эмоциональной активации. У детей велика потребность к новизне. Удовлетворение потребности в новизне способствует положительным эмоциям и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦЖХЭмо-ция, компенсируя недостаток сведений, необходимых для достиже¬ния' цели, обеспечивает продолжение действий, способствует поиску ново"! информации и тем самым повышает надежность живой систе¬мы. (Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка в про¬цессе воспитания. Воспитание способно существенно влиять даже на биологические воожденные способности^ изменять степень и нормы их проявления. (_Ещс более велика роль воспитания в формировании социально обусловленных, в том числе и познавательных потребнос-тейд Расширение сферы потребности с помощью целенаправленных воспитательных мероприятий, тесно связанных с эмоциями на этапе развития, который характеризуется повышенной эмоциональной ак¬тивацией, будет способствовать расширению диапазона внешних воз¬действий, привлекающих внимание, и тем самым приведет к совер¬шенствованию познавательных процессов в целенаправленной дея¬тельности ребенка. /Созревание высших отделов ЦНС в младшем школьном возрасте расширяет возможность формирования познавательных потребностей и способствует совершенствованию регуляции эмоций. ос ^*!з-е1&ил*<л.<я . ^Дмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отде¬лов ЦНС неустойчивы, их внешние проявления несдержаны. Ребенок легко и быстро плачет, и так же быстро от плача может перейти к см-эху. От радости ребенок громко смеется, кричит, машет руками. С возрастом сдержанность эмоциональных проявлений возрастает.^ В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направлен¬ные на совершенствование внутреннего торможения. Сдержанности ребенок учится у взрослых, и здесь так важно, чтобы взрослые явля¬ли образец в этом отношении. _В организации учебно-воспитательного процесса следует учиты¬вать, что положительные эмоции повышают общий уровень функцио- 53 нирования нервных структуа>в обеспечении их мобилизационной го¬товности к восприятию информации из внешнего мира. Опытным учителям известно, что t эмоциональное изложение ма¬териала обостряет внимание учеников и повышает их интерес к уче¬бе. Каждый из нас хорошо знает: когда настроение хорошее, то и работа спорится! /Люди веселые, жизнерадостные реже болеют, а в периоды побед раны у солдат заживают быстрее и лучшэ|_
|
Категория: Новости |
Просмотров: 1285 |
Добавил: nowhook
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|