5. На уроках изобразительного искусства важно Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Занятия изобразительным искусством эффективно содействуют физическому и психическому развитию школьников, тренируют мелкую мускулатуру рук, точ¬ность движений. Нельзя забывать, особенно в работе с младшими детьми, и о психологической, психотера¬певтической стороне уроков искусства, которые обес¬печивают свободу самовыражения, разрядку накоп¬ленных впечатлений, эмоциональных переживаний. Чередование с уроками, на которых учащиеся осваи¬вают буквы и звуки, математические символы, дает возможность внешнего вы¬хода умственному и эмоциональному напряжению, создает необходимое психологическое равновесие, раз¬нообразит ритм и содержание работы, что важно для благополучного психического развития детей, компен¬сации и помощи не всегда созревшим логическим формам деятельности. Рисование, лепка, аппликация имеют неоценимое значение. В этих видах деятельности у детей формируются качества всесторонне развитой личности. На уроках ихобразительного искусства в начальной школе решаются следующие задачи: - формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства; - формирование художественно-образного мышления; - развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства; - овладение интонационно-образным языком искусства на основе взаимосвязи между различными видами искусства; - формирование целостного представления о национальной художественной культуре, её месте в мировой художественной культуре.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют: 1. Сотворчество учителя и ученика; 2. Диалогичность; 3. Четкость поставленных задач и вариативность при их решении; 4. Освоение традиций художественной. 5. На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.
Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий. Рассмотрим основные приёмы формирования умения наблюдать. 1. Знакомство учащихся с изменениями в природе. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу. 2. Приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. 3. Приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Попытка таких имитаций заставляет ребёнка внимательно всматриваться, вслушиваться в явление, улавливать малейшие тонкости, т.е. Ведут ребёнка к знаниям. 4. Использование на уроках-экскурсиях стихотворений, пословиц и поговорок. Способствует также развитию речи учащихся, сообразительности Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
По количеству уроков практические занятия состав¬ляют в начальных классах наибольшую часть курса. В школьный курс входят следующие разделы: изображение на плоскости (основы живописи и графи¬ки); лепка (основы скульптуры) и основы декоративно-прикладного искусства с элементами дизайна. В практической работе выделено четыре основные груп¬пы учебных задач: композиция; цвет и освещение; форма, пропорции, кон¬струкция; пространство и объем. Пятой, вспомогатель¬ной задачей является обучение детей техническим на¬выкам изобразительной деятельности: смешиванию кра¬сок, работе кистью, карандашом. Для более эффективного преподавания изобрази¬тельного искусства необходимо использовать на каждом уроке разнообразные методы: во-первых, младшие школьники быстро утомляются; во-вторых изобразительное искусство — предмет не только учебный, но и творческий, а развитие творческих способностей на уроке может осуществляться только в условиях само¬стоятельности, раскованности, эмоционального подъема учащихся, и задача учителя — организовать эти условия. Для уроков изобразительного искусства особенно характерны методы, стимулирующие творческую актив¬ность и смелость, художественный вымысел и фанта¬зию. Повышенный эмоци¬ональный фон урока — характерная особенность заня¬тий по изобразительному искусству, хотя он и пред¬ставляет дополнительные трудности для учителя. Рассмотрим основные методы, применяемые на уро¬ках изобразительного искусства: объяснение нового ма¬териала; руководство самостоятельной работой учащих¬ся, повторение и закрепление пройденного; проведение упражнений; работа с учащимися у доски; организация коллективной работы; проверка и оценка знаний, уме¬ний и навыков. Главный мотив увлечения детей изобразительной деятельностью лежит в рисунке, в практической работе с карандашом и красками, с теми реальными изображениями и цветовыми пятнами, которые возникают на бумаге. Вот почему младшие дети так редко смотрят на натуру и так мало уделяют внимания предварительному планированию рисунка. Маленькие дети так увлекаются цветом, что иногда просто закрашивают лист, забыв о прежнем замысле. Эти выводы очень важны для преподавателя. Отметив затруднения ученика, педагог должен ясно представить, на какой стадии изобразительного процесса возникла недоработка. Если ученик поторопился приступить к рисованию, стирание линий ничего не даст: нужно вернуться к восприятию предмета и составить точный план того, каким должен быть рисунок, а уж потом вносить исправления. Если предмет воспринят правильно, и ученик верно определил для себя задачу рисунка, то, возможно, его подвел недостаток практических навыков и техники выполнения. В таком случае ему надо поупражняться в нанесении линий, в работе красками и т. П. В начальных классах рисование может выполняться целым классом, группой учащихся (такая работа проводится не чаще одного раза в четверть) или индивидуально. Рисование произведения по памяти ни в коем случае не имеет целью копирование его, а дается для развития образного мышления, зрительной памяти, подвижности восприятия. Основой оценки успеваемости учащихся является содержание программы. Задача учителя — достичь удовлетворительных ре¬зультатов в развитии учащихся. Оценка успеваемости по возможности должна поощ¬рять и стимулировать дальнейшие успехи и положи¬тельное отношение детей к искусству. При ее оценке следует учитывать не только объем знаний и умений школьника, но и их осознан¬ность, а также прилежа¬ние учащегося, его внимательность и старательность к работе. Принимаются во внимание также следующие обстоятельства: выполнение учебной задачи урока, художественная выразительность работы: создание художественного образа. И владение техническими навыками.
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия,удовольствия от проявления физических и духовных сил. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Принято различать два основных типа игр: Игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: • игры по сенсорному воспитанию, • словесные игры, • игры по ознакомлению с природой, • по формированию математических представлений • и др. Иногда игры соотносятся с материалом: • игры с дидактическими игрушками, • настольно-печатные игры, • словесные игры, • псевдосюжетные игры. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся. • Игры-путешествия. • Игры-поручения. • Игры-предположения. • Игры-загадки. • Игры-беседы (игры-диалоги). 2. Организация и проведение дидактических игр. Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы: • Актуальность дидактического материала • Коллективность позволяет сплотить детский коллектив • Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента . Каждая игра должна содержать элемент новизны. • Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. П. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
|