Изучение мозга, современные теории относительно причин психических болезней, проблемы патогенеза и этиологии. Психиатрия как дисциплина двойного типа: естественнонаучная и гуманитарная. Двойственность объекта психиатрии: мозг и сознание. Двойственность научного метода: объяснение и понимание. Большая и малая психиатрия. Физиологическая психиатрия и психотерапия. Психиатрия до 19 века («доисторический период»). 19 век. Французская школа – Пинель, Эскироль, Маньян, Морель, де Тур. Германская школа – Гризингер и др. Материализм и ментализм. Крепелин и нозологическая система. 20 век начало. Швейцарская школа: Блейлер, Бинсвангер. Ситуация в Германии: Ясперс, начало его работы в Гейдельберге и «Общая психопатология». Австрия: Фрейд и психоанализ. 20 и 30 годы: феноменологическая психиатрия и экзистенциализм. После II мировой войны: биологическая психиатрия, появление лекарственных средств, хирургии, шокотерапии. Работы Сартра и экзистенциальный анализ, появление гуманистической линии. Антипсихиатрия. Конец 20 и начало 21 века. Коммерциализация психиатрии. 2. Прагматический аспект: психиатрия как деятельность Вопрос о целях психиатрической деятельности. Запрос к психиатрии а) со стороны общества, б) больных и их близких, в) научный запрос. Проблема противостояния государственной и коммерческой психиатрии. Три основные типа психиатрии: государственная, коммерческая и научная. Методы психиатрии, их зависимость от целей (на примере нейролептиков и антидепрессантов). Способы легитимации целей психиатрии и ее методов. Роль философии. Роль культурных особенностей общества. Роль традиции. Роль авторитетов. Роль врачебных журналов и конференций. Роль СМИ. Роль понимания человека и субъекта для философии психиатрии. Какие существуют понимания больного как субъекта? В физиологической психиатрии – медицинский материализм, теория тождества мозга и сознания. Понимание субъекта в психотерапии, его исток в гуманистической психологии и экзистенциализме. Проблема свободы субъекта, больного психически: невозможность доказательства свободы, пределы ее постулирования. Проблема нормы и ее пределов, различные критерии нормы, проблемность нормы. Взаимная зависимость представлений о норме и представлений о целях. Конституирование нормы в различных типах психиатрии: в государственной, в коммерческой, в научной. Зачем болезнь больному? Смысл болезни. Концептуальная система психиатрии, ее связь с нозологией, ее исторический характер. Ограничения, которые накладывает концептуальная система на интерпретацию наблюдений. Является ли психическая болезнь биологическим фактом или социальным конструктом? Понимание болезни как процесса, имеющего причину (генетическую, биохимическую, нейрофизиологическую). Изучение мозга, современные теории относительно причин психических болезней, проблемы патогенеза и этиологии. Критерий клиники. Синдромологический подход, принципы выделения основных синдромов – феноменологический анализ. Реализм и номинализм в психиатрии на примере психиатрических концептов: шизофрения и аутизм. История понятия. Деменция прекокс Крепелина, проблема нозологической общности 4-х форм. Описание шизофрении Блейлером, характер шизофренического мышления. Praecox Gefhl. Ясперс, проблема понимания шизофренического переживания, анализ творчества больных. Бинсвангер, дазайн-анализ. Физиологический подход, дофаминовая гипотеза. Учение Бейтсона о double bind как развитие идеи о шизофреническом уходе. Развитие фрейдовских идей в школе Мелани Кляйн, шизопараноидная и депрессивная установка, работа горя, учение Лэйнга об онтологической неуверенности, учение Кемпинского. Работы Лакана. Социобиологические и этологические подходы к шизофрении, исследовательское направление "Крымский проект", формы шизофрении как устойчивые эволюционные стратегии социума. Возможна ли у человека наследуемая стратегия поведения (проблема инстинктов)? Феноменологический подход к симптоматике шизофрении, избегание утверждений об отсутствии смысла. Симптомы как защита, примеры гебефренических защит. Феноменологический анализ психодискурса: особенности психодискурса как речи, как коммуникативного акта. Есть ли интенциональная среда сознания? Отсутствие опыта психической болезни. Что может дать понимание шизофренического субъекта для понимания субъекта вообще? Шизофрения в современной культуре. 5. Аутизм, его психологический, психиатрический и философский анализ История понятия. Блейлеровский, или шизофренический аутизм. Каннеровский, или настоящий аутизм: полный разрыв индивида и социума. Учение Никольской о 4-х стадиях аутизма и о 4-х уровнях психической организации. Учение Фрит и Барон-Коэна о theory of mind. Тяжелый аутизм: отсутствие (изменение) речи, отсутствие символической замены, отсутствие theory of mind. Перцептивная вовлеченность аутиста. Понятие Гуссерля о горизонте сознания. Отсутствие горизонтного механизма при аутизме. Эгоцентризм познавательной позиции как следствие не-горизонтного сознания. Отсутствие символизации как следствие того же. Выготский и Р.Левина об автономной речи. Роль социума (Другого) в конституировании горизонтности. Тройная структура смыслополагающего акта: Другой указывает субъекту на смысл предмета. Аутизм и феномен савантов. Учение Ф.И. Гиренка об аутизме, проблема самовоздействия. Что такое внутренний мир? Рисунки аутистов и палеолитическая живопись. Теория Поршнева в объяснении палеолитической живописи, возможность ее применения к исследованию аутизма. Что может дать понимание аутистического субъекта для понимания субъекта вообще? Аутизм в современной культуре. Психиатрия как область конституирования границ. Границы разумности, социальности, адаптивности, понятности, самоприемлемости. Пределы нормальности субъекта как область, где возможна переинтерпретация. Психиатрия как деятельность по интерпретации за пределами нормальности. 1. Baron-Cohen, Simon. Do People with Autism Understand What Causes Emotion? / Child development, 1991, 62, 385-395. 2. Frith, Uta and Happ, Francesca. Language and communication in autistic disorders / Philosophical Transactions: Biological Sciences, Vol. 346, No. 1315, The Acquisition and Dissolution of Language (Oct. 29, 1994), pp. 97-104 3. Humphrey N. Cave Art, Autism, and the Evolution of the Human Mind (1998) 4. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. Москва : Теревинф, 2006 5. Блейлер Э. Аутистическое мышление /Аффективность, внушение, паранойя. М. : Центр психол. культуры, 2001 6. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 7. Бурно, М.Е. О характерах людей. М. : Приор, 1998 8. Гаррабе, Ж. История шизофрении. М. ; СПб., 2000 9. Гильбурд, О.А. Шизофрения : семиотика, герменевтика, социобиология, антропология. Москва : Видар, 2007 10. Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания. М.: МГИУ, 2010. 11. Гиренок Ф.И. Грезы - это разверзшаяся бесконечность. http://exlibris.ng.ru/per>son2008-09-04/9_girenok.html 12. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986. 13. И.М. Бекккер. Феномен инобытия // Независимый психиатрический журнал, №3, 2004. 14. Каннабих Ю.В. История психиатрии. М. : Центр творч. развития МГП ВОС, 1994 15. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия (в 2-х тт).М., 1994 16. Кемпинский А. Психология шизофрении. СПб., 1998. 17. Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М., 1991. 18. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996 19. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991. 20. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 2000. 21. Лэйнг Р. Расколотое Я. СПб, 1995. 22. Руднев В.П. Философия языка и семиотика безумия : избранные работы. Москва : Территория будущего, 2007 23. Руднев В.П. Характеры и расстройства личности : Патография и метапсихология. М.: Класс, 2002 24. Савенко Ю. Антипсихиатрия. // Независимый психиатрический журнал, №4, 1992 25. Сакс О. Человек, который принял жену за шляпу. СПб.; М. : Science press, 2005 26. Ткаченко А., К.Ясперс и феноменологический поворот в психиатрии, Логос, №3, 1992 27. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. 28. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб. : Унив. кн., Рудомино, 1997. 29. Эй, Анри. Шизофрения. http://www.psychiatry.ru/>lib_show.php?id=18 30. Юханссон И. Особое детство. Москва : Теревинф, 2010 31. Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. СПб.: Академический проект, 1999. 32. Ясперс К. Феноменологическое направление исследования в психопатологии. В кн.: Собр.соч. по психопатологии, т.2. М.: Академия, СПб: Белый Кролик, 1996. С. 91. Каузальные и "понятные" связи между жизненной ситуацией и психозом при Dementia praecox (шизофрении). Там же, с.112. Спецкурс посвящен философскому и отчасти методологическому анализу психиатрии. Анализируется характер психиатрии как двойственной научной дисциплины, как по объекту, так и по методу. Выделяется три типа психиатрии как деятельности, в зависимости от характера запроса: государственная, коммерческая и научная. Излагается история медицинской психиатрии и рассматривается ее связь с культурой эпохи, анализируется идеология психиатрии как социального инструмента. Изучается вопрос о статусе больного как субъекта и о концептуализации болезни, показывается исторический характер существующих нозологических систем. Вопрос об онтологическом статусе психической болезни – является ли психическая болезнь биологическим фактом или социальным конструктом? – рассматривается на примерах концептов шизофрении и аутизма. Особенно подробно рассмотрен концепт шизофрении: его история, современные гипотезы о причинах шизофрении: биологические (дофаминовая гипотеза), антропологические (стратегия ухода от социума), психоаналитические (регрессия к шизо-параноидной позиции), социокультурные (стратегия эволюции социума). Кроме того, значительное внимание уделяется феноменологическому подходу к шизофрении, в том числе к исследованию психодискурса. Также подробно анализируется концепт аутизма. В заключении делается предположение об области нормы как об области возможной переинтерпретации.
|